щенки далматина щенок далматинов далматинца долматина долматинца продажа продаю кобель сука щенков киев украина китайская хохлатая паундер пуф голая китайской голой хохлатой комбинезоны для собак

ВОСПИТАНИЕ ЩЕНКА

Я долго мечтала завести Далматина. Грациозные, яркие, веселые - они всегда привлекали мое внимание. К тому же, зная, что эта порода неагрессивна, я была уверена, что в семье (где двое детей) проблем с такой собакой не будет. Хочу подчеркнуть, что собаку я брала, в первую очередь, для себя и только во вторую - для общения с детьми. Я отдавала себе отчет в том, что занятия с собакой, кормление, прогулки - все это ляжет на мои плечи. В двухмесячную далматинку сразу же влюбились все члены нашей семьи, даже папа. Еще тогда я обратила внимание на то, какая она способная. Команды "Сидеть!", "Лежать!", "Голос!", "Дай лапу!" выполняла уже через четыре дня. А вот с командой "Ко мне!" дело обстояло несколько хуже. Однажды во время очередной попытки добиться от щенка выполнения команды на улице к нам подошел какой-то человек и сказал, что нужно делать так и так. Я ответила, что сама знаю, как учить собаку, и попросила не мешать. Человек спорить не стал. Так состоялось наше первое знакомство с инструктором-дрессировщиком...

Когда малышке исполнилось четыре месяца, я обнаружила, что она рычит на младшую дочь. Все происходило прибли-зительно так. Дочь "играла" со щенком - брала за передние лапы, хватала за хвост, пыталась перетянуть животное с места на место. Естественно, щенок рычал. Я по-стоянно отдергивала дочь: "Не тяни за хвост!", "Не наступай на лапы!" и так далее. Но щенок рычал все больше, и я стала побаиваться, что, в конце концов, дело дойдет до покусов. Только тогда решила проконсультироваться у дрессировщика. Собачники сказали, что "есть здесь такой". Каково же было мое удивление, ког-да им оказался тот же человек, который сделал мне замечание по поводу команды "Ко мне!". Мы улыбнулись, вспомнив первую встречу, и он спросил: "Что, будем заниматься?". Я ответила: "Да!"

Вскоре оказалось, что я все делала не так! Если щенок рычит на ребенка, наказывать нужно щенка, даже если ребенок делает ему неприятно (например, лезет в глаза). Я-то думала: кто не прав, тот и получает по заслугам. Если ребенок "достает" собаку, она должна уйти, спрятаться за хозяина, залезть под диван - должно быть место, где ее в ваше отсутствие дети не достанут. Но собака ни при каких обстоятельствах не должна рычать на ре-бенка! С другой стороны, с ребенком необходимо проводить беседы о том, как нужно обращаться с животными. Собаки не подозревают о существовании демократии, они живут и действуют согласно своим, собачьим, законам. Воспринимая человеческую семью как стаю, собака, будучи членом данного сообщества, стремится занять более высокое положение. Хотите узнать, кого признает лидером ваша собака? Дайте ей кость (или другое лакомство) и попробуйте затем отобрать.

Она отдаст его только вожаку. Если подро-щенный щенок отдает кость всем членам семьи и не рычит при этом, поздравляю! У вас правильно воспитанная собака. Когда щенок рычит, не следует уходить, не стоит играться, вызывая рычание, а также радоваться этому, ведь тем самым вы учите щенка занимать в семье положение лидера. Действовать нужно наоборот: дать щенку кость, взять в руку полотенце, подойти к собаке и сказать "Дай!", а по-сле не спеша отобрать лакомый кусочек. Если щенок зарычал или сделал выпад в сторону вашей руки, нужно наказать полотенцем. Снова скомандовать "Дай!" и забрать кость. После этого дать ее щенку и похвалить, если он отдал ее доброволь-но. Щенок быстро поймет, кто "главнее". Ту же процедуру следует проделать всем, от старшего члена семьи до младшего (за рычание на ребенка наказывает взрос-лый член "стаи"). Слишком часто проделы-вать это не нужно, но особо строптивым стоит напоминать раз-два в неделю.

Когда моя младшая дочь смогла, наконец, по команде "Дай" забрать у щенка кость, в доме стало спокойнее. Амина, так мы назвали щенка, уже не рычала на нее, o а просто подходила ко мне и всем своим видом говорила: "Забери от меня ребенка! Он меня уже замучил!". Бывает еще и так. Пока ребенок маленький, собака его не трогает, но когда он становится чуть старше (7-9 лет), собака начинает рычать и "пугать" его. Это про-исходит потому, что, по мнению собаки, маленький ребенок из "немощного щенка" (низшая ступень иерархии) превращается во "взрослое животное", претендующее на высшую по отношению к ней ступеньку. Собака отстаивает свое положение до последнего, напоминая ре-бенку, что она "старше".

Такое поведение собаки следует пресекать в зародыше. Было бы неправильно подстраиваться под собаку, обычно это заканчивается трагически: "Он вырос у нас в любви и ласке, а теперь ВДРУГ кусает десятилетнюю дочь!", "Когда он ест, я вынуждена сидеть в комнате, потому как не смею пройти ми-мо, ведь он бросится!", "Если она залезла на мой диван, я уже там сесть не могу, она так злобно рычит!" Запомните: ВДРУГ ничего не бывает, любое поведение соба-ки в описанных выше примерах - ваше собственное упущение. Разве не вы улыбались, когда маленький щенок отважно защищал свою миску? Разве не вы при-глашали его на диван, чтобы поиграть? А потом радостно убегали, когда он, заигравшись, рычал на вас? Вы думали, что воспитываете смелую собаку? Все, чему вы научили ее - это быть сильнее вас, то есть быть лидером, вожаком. А лидеру позволено многое. Он вправе выбирать себе лучшее место, он вправе добиваться послушания от всех членов своей "стаи" и, будьте уверены, свои права он будет отстаивать.

Все это относится к собакам любых пород - от самых крупных до самых маленьких. Не тешьте себя мыслью о том, что с маленькой собакой справиться проще. Статистика такова, что кокер-спаниели и различные мелкие терьеры так же легко умудряются "построить" людей, как и их более крупные собратья. Старайтесь воспитывать щенка, преду-гадывая его будущие действия.

Пример. Вы бросаете щенку свой тапочек. Он так рад, бежит вприпрыжку, треплет "пойманную" вещь, приносит... А потом грызет в ваше отсутствие обувь. И после наказа-ния он никак не может понять: "Ведь рань-ше было можно? Ведь это нравилось хозяину?" А как приятно взять в постель маленький пушистый клубочек! Взяли? К себе прижали? А теперь представьте рядом с собой кобеля 35 кг весом, кото-рый так и норовит спихнуть вас с дивана. Или взрослую, извините, течную суку на белоснежной простыне. Представили? Думаете, потом отучите? Нет, вряд ли. Ведь раньше можно было! Взрослая собака удивится и решит: хозяин чего-то не в духе, подожду, пока заснет, а потом ти-хонько залезу на постель, как в былые вре-мена; нам снова будет тепло и хорошо.

Собаки "мыслят" по-иному, нежели люди, руководствуясь инстинктами и приобретенным жизненным опытом. Дворняга, которая стоит под светофором и переходит улицу вместе со всеми, не знает правил дорожного движения. Просто в одном месте дороги машина передавила ей лапу, а когда собака шла без людей, ее испугал визг тормозов. Приобретен-ный опыт и инстинкт самосохранения за-ставляют собаку смотреть по сторонам. Наша с вами цель - помочь нашим пи-томцам приобрести весь необходимый опыт для нормальной жизни в городе.

Для этого в обиход вводится набор команд, понятных вам обоим. Закрепите команду "Дорога!" или "Сидеть!" перед переходом улицы, отработайте команду "Рядом!", и ваш пес будет лишен негативного опы-та, приобретенного дворнягой. Согласитесь, далеко не все ошибки лучше прочувствовать на собственной шкуре! Бывает, человек заводит себе овчарку или собаку другой рабочей породы и ждет, что она вырастет и станет "такой же умной, как папа и мама". Он уверен, что знание команд передается по наследству. Да, обычно собаки от рабочих родителей быстрее усваивают дрессуру. Скажем так, они от рождения более способные. Однако, так или иначе, вам все равно придется найти дрессировочную площадку, чтобы эти способности выявить и правильно развить, а попутно не упустить чего-либо в воспитании.

Вот еще один пример. Хозяин ведет щенка 4-6 месяцев на поводке (порода - стаф, овчарка, ротвейлер и т. д.). Щенок послушно следует за ним, семеня лапками. Вдруг появляется другая собака без поводка, чаще бродячая. На какое-то мгновение щенок замирает - вначале с интересом, затем покорно уступает дорогу, а то и ложится на землю. "Ну что ты боишься?! - говорит хозяин. - Ты же бойцовая (охранная, служебная и т. п.) собака!" И потом учит щенка "смелости", притравливая на дворняжку со словами "Взять ее!", "Фас!", вынуждая щенка прыгать и лаять на проходящую мимо собаку, а после хваля за это. Остановитесь! Кроме того, что это безнравственно, пользы это также не принесет. Да и не боится ваш щенок! Не труслив он! Сама природа подсказывает ему, что пока он мал и не имеет статуса "взрослой собаки", стоит соблю-дать осторожность. Своими действиями вы, владелец щенка, обрекаете себя и со-баку на "тревожное" будущее.

Что скаже-те, если вашу собаку, в конце концов, отравят? Ну а если ваша невоспитанная собака одинединственный раз "нарвется" на очень дорогое породистое животное, и вам придется (в судебном порядке!) расплачиваться с его владельцами, продав собственную квартиру? Ну что, как перспектива? Задумайтесь! Но, несмотря на все просьбы и увещевания, а то и на обращения в милицию, в каждом районе нет-нет, да и появляется владелец, желающий подняться в собственных глазах за счет псакиллера. О таких "дуэтах" знают все собачники в округе - с ними стараются не встречаться. Вот и ходит подобный горе-хозяин в одиночестве, и вся его прогулка с собакой, как правило, - туалет и домой. И только в ранние утренние часы или по-здно ночью недрогнувшей рукой он отсте-гивает поводок: "Эх, будь что будет. Собачке тоже побегать нужно, и вообще, порядочные люди в это время уже спят". И собака периодически "рвет" на своем пути все живое, часто на радость хозяину. А он, вероятно, думает: "Моя собака самая сильная, она явный лидер среди, всех собак". А на самом-то деле нет у этой собаки стаи, а нет стаи - нет лидерства. Она готова всех разорвать не потому, что она защищает себя и хозяина, а просто

 

оттого, что теряет рассудок от количества невостребованной энергии и отсутствия физических и умственных нагрузок. Ну что ж, таким хозяевам хочется поже-лать, в первую очередь, самоутверж-дения в жизни, поскольку их действия вызваны комплексом неполноценности, а во вторую - родиться в следующей жизни в шкуре этой самой кошки или собаки, оказавшейся так некстати на пу-ти ужасных челюстей.

Общение с другими собаками очень важ-но для щенка. Собака, знающая, как нужно вести себя в той или иной ситуации, принесет вам больше удовольствия и ра-дости в общении, чем та, которая "гуляет сама по себе". Дайте щенку вырасти, общаясь с соплеменниками, тогда он не будет проявлять трусости и неуправляе-мой агрессивности при виде незнакомых собак. Он почувствует уверенность в себе и научится понимать свой родной, соба-чий, язык, обучиться которому он сможет только в компании себе подобных. Агрессивное поведение по отношению к чужим животным среди собак - не ред-кость, но бывает и худший вариант. "Ты должна меня защищать!" - говорит хозяйка своей семимесячной ротвейлер-ше. И следуют команды: "Чужой!", "Взять!", "Фас!". Щенок не очень понима-ет, для чего это нужно, но, раз хозяину нравится, когда он делает выпады на дру-гого человека, значит, это правильно. "Молодец, ты меня охраняешь", - хвалит хозяйка и гладит собаку. И зря. Очень скоро ей придется расплачиваться за по-рванные шубы и за увечья прохожих. Рано или поздно такая собака бросится на кого-нибудь в семье, ведь могут приехать в гости родители, бабушка, внуки... Обучать собаку "защите", конечно, мож-но, однако, обучение следует проводить только с инструктором, после достижения собакой определенного возраста и толь-ко после прохождения курса послушания! Как минимум, собака должна безого-ворочно выполнять команду "Ко мне!" и запрещающую команду. Представьте ситуацию, когда на вас с криком бегут разыгравшиеся школьники. Как вы объяс-ните собаке, что такое их поведение нор-мально и вам ничего не угрожает? Если вы берете щенка в возрасте до вось-ми недель (например, в месячном воз-расте), очень важно, чтобы между вами сразу же установилось взаимопонимание.

До момента первых совместных прогулок вы должны будете заменить щенку и мать, и вожака, и однопометников. Если вам это удалось, вашего щенка будет легко узнать на улице по следующе-му поведению: щенок постоянно огляды-вается на хозяина, словно спрашивая одобрения собственным действиям, и го-тов подойти по первому зову. Это самое благотворное время для выработки команды "Ко мне!". Если контакт между вами и малышом установился, перехо-дите к следующему шагу - к знакомству с чужими собаками. Это очень ответст-венный момент, поскольку далеко не все собаки деликатны со щенками. Вспо-минается, как Амина знакомилась с соба-ками на новой площадке. Одна взрослая сука наотрез отказалась общаться с ней и даже стала нападать. Я не знала, как себя вести: то ли забрать, прижать к себе драгоценное мое существо, то ли просто успокоить и снова отпустить гулять. Но инструктор сказал: "Ничего страшно-го, не стоит вмешиваться. Это обычное воспитание. Эта собака вреда щенку не причинит". Но со стороны выглядело все это довольно страшно. Визг, рычание, клацанье зубами. Только Амина разгонит-ся, только развеселится, как эта собака в два прыжка догоняет моего щенка, пе-реворачивает его на лопатки со злобным рыком и... немного постояв, спокойно отходит. Какое-то время Амина старалась скорость не превышать, но, как только забывалась, тут же "штрафовалась" серь-езной собакой. Однако, осмотрев Амину, ни одной отметины от зубов я не нашла. Самым полезным будет тот опыт, который вы и ваша собака приобретете на дресси-ровочной площадке. Собакам там обычно нравится - там и "вожак" (хозяин) рядом, и новая, "настоящая", собачья стая!

Мы с Аминой впервые отправились на "собачью" площадку, как только ей испол-нилось четыре месяца. Этот факт помог нам избежать многих упущений в вос-питании. Первое время мы посещали площадку Украинской Федерации спорта с собаками недалеко от дома, а позже перебрались на центральную площадку Киевского городского отделения УФСС недалеко от станции метро "Лыбедская". После первого посещения площадки я не переставала удивляться многим вещам. Во-первых: такое "скопище" собак в од-ном месте и никто не дерется? Взрослые кобели и угрожающей внешности суки подбежали обнюхать моего щенка и с ви-дом: "А, еще одного ребенка привели", удалились играть. Амина и та опешила. Она до этого никогда не видела собак та-кого размера - шутка ли, немецкий дог! Было страшно, но любопытство взяло верх, и уже через пять минут она бегала под догами, периодически попадая под тяжелые лапы. Интересно было наблю-дать, как дог разгонялся, чтобы догнать щенка, а после тормозил и аккуратно пе-реступал через него. С самого начала мне дали ознакомиться с инструкцией по тех-нике безопасности при нахождении на площадке, в одном из пунктов которой была предусмотрена ответственность хо-зяев за драки между собаками. Это меня устраивало. Когда собаки перезнако-мились и немного побегали вместе, началось наше первое занятие. Отправляя детей в школу, я, честно говоря, думала, что так же будет и с собакой: я приведу ее, оставлю с инструктором, который ее всему научит, после чего я на-

 

 

конец-то стану счастливым обладателем послушной собаки. Наделе все оказалось по-другому. "Нет, я, конечно, без проблем обучу собаку и без вас, - сказал на это инструктор. - Меня она слушаться будет, а для вас она останется неуправляемой. Вы ведь и знать не будете, как я ее обучал". Такая перспектива мне не понравилась. Поначалу мне было как-то неловко. Все собаки послушные, а моя Амина рвется то вперед, то назад, не желая идти рядом со мной. "Что же ты такая глупая! - зли-лась я. - Я же тебе говорю идти рядом!" Нервы были уже на пределе. Тогда ин-структор взял у меня Амину и показал мне, что нужно делать. Удивительное дело, она пошла с ним рядом и стала садиться, как только он останавливался! "Можно подумать, что это ваша собака, - огорчилась я, - так она вас слушает". "Нужно правильно подавать команды и по-другому работать поводком, - объяс-нил инструктор. - И не стоит винить во всем собаку, она ни при чем". Я стала сле-дить за своими действиями и командами, и действительно, очень скоро Амина нача-ла вести себя "по-взрослому", не уступая в послушании старшим по возрасту соба-кам. Только после этого мы перебрались на центральную площадку Федерации, где нас зачислили в спортивную группу. Все шло хорошо. Прошло лето. За три месяца Амина возмужала, отдохнула и... перестала слушаться - начался "пе-реходной возраст". Запомнился такой случай. Я работала с собакой без повод-ка, Амина все четко выполняла, но вдруг сорвалась и стала просто галопировать кругами вокруг площадки. Я разозлилась. "Чего злишься? - спросил инструктор. - Наверное, не выгуляла собаку перед занятием?" "Что же теперь делать?" - растерялась я, продолжая наблюдать, как Амина носится по кругу, ничего не видя и не слыша, так, что только ветер свистит. "Жди. Как набегается - под-зовешь". И такое бывало... Распространено заблуждение, что якобы на площадке действует "уравниловка", ставящая крест на индивидуальных особенностях психики собак, и отсутст-вует индивидуальный подход к каждому животному. Об этом обычно говорят те "собачники", которые ни разу в жизни не были на площадке или те, кто попал "в оборот" к дрессировщикам-любителям, не имеющим теоретических знаний и прак-тических навыков дрессировки. Каждый хозяин собаки может требовать от инст-руктора документ, подтверждающий его квалификацию, а также вправе сменить площадку, если его не устраивает отноше-ние инструктора к работе. Сценарий работы на площадке обычно таков. Занятия в группе проводятся два раза в неделю, инструктор рассказывает, как нужно управлять собакой и что делать, чтобы закрепить навык, дает домашние задания и указывает на допущенные ошибки. Собаки учатся ходить рядом, сидеть, лежать и выполнять другие команды, в то время как их владельцы, пополнив ряды начинающих дрессиров-щиков, учатся правильно подавать коман-ды, воздействовать на собаку не грубо, но настойчиво, своевременно подкреплять действия своих питомцев и не скупиться на похвалы. Для собак, как и для детей в школе, делаются "перемены", количе-ство которых зависит от возраста собак и от того, насколько они устают, пытаясь выполнить тот или иной навык. Оказыва-ется, и животное должно размяться после каждых 10 - 20 минут напряженной ра-боты. Много внимания уделяется тем собакам, кто при виде своего сородича забывает обо всем на свете (в том числе, и о своем собственном хозяине) и броса-ется к четвероногому собрату - поиграть или "выяснить отношения". Для исправ-ления подобного поведения работают с выработкой команды "Ко мне!" и учат спокойно относиться к проходящей мимо или спокойно сидящим (лежащим, сто-ящим, гуляющим) рядом собакам. В ре-зультате добиваются от питомца блестя-щего послушания, когда он может пройти без поводка по команде "Рядом!" между своими "кровными врагами". Собак также обучают выдержке, оставляя на месте и постепенно увеличивая время "одиночества". Согласитесь, что иногда в жизни возникают ситуации, когда со-баку необходимо на какое-то время оставить одну, пускай совсем ненадолго и в поле зрения, но при этом она не долж-на чувствовать себя покинутой. Собак учат не брать корм из рук посторонних людей, а также подброшенный под лапы и разбросанный на земле. Последнее немаловажно для ее здоровья. В конце каждого занятия хозяину собаки дается индивидуальное домашнее зада-ние. И, если он не ленится и регулярно

работает со своим питомцем хотя бы по пять-десять минут в день, дело обяза-тельно сдвигается с "мертвой точки". Недавно я взяла себе еще одну собаку - щенка "совсем декоративной" породы - китайской хохлатой. И с удовольствием отмечаю, что малышка все усваивает поч-ти мгновенно. Но я думаю, дело не только в ней, скорее у меня стало больше опыта. Несмотря на свои четыре месяца, она выступала наравне с Аминой в соревно-ваниях "Городская собака", которые про-водило Киевское городское отделение Украинской Федерации спорта с собака-ми 12 октября этого года. Обе показали себя достойно, и заработанные призы - подтверждение этому. И последнее, что хотелось бы сказать. Когда мы с Аминой куда-нибудь едем, я очень часто слышу одну и ту же фразу: "Какой у вас умный Далматин, а у нас во дворе (в доме, на даче...) такой глупый живет! Хозяина не слушает, бегает по дво-ру, хватает с земли все подряд, грызется с чужими собаками...". Беда в том, что Далматина часто берут как игрушку, вла-дельцы не отдают себе отчета в том, что это такая же собака, как и представитель любой иной породы. Собакой не зани-маются, и, как следствие, приходится расклеивать объявления о пропаже и вы-искивать "блудного ребенка" по бес-численным городским помойкам. Как-то ко мне подошла женщина и рассказала, что хотела купить щенка Далматина, для чего позвонила в один из самых престиж-ных киевских клубов собаководства. Каково же было ее удивление, когда там ее стали отговаривать - мол, "Далматин только к трем годам кличку запоминает, и вообще - возьмите лучше дога". Да, конечно же, дог - это красивое, величественное животное, но он ничем не лучше и не хуже Далматина! Но зачем же позорить себя, унижая достоинства Далматинов по причине того, что не раз-бираешься в этой породе? Проблемы существуют и у других пород. Часто попадаются статьи о стафах, иску-савших семью, и о ротвейлерах, разрыва-ющих чужих собак вместе с их хозяевами. Безответственные журналисты не думают о том, что в погоне за новой сенсацией формируют неправильное мнение о соба-ках в целом. Вместо того, чтобы выяснить причину подобного поведения собаки и возложить вину за случившееся на ее хозяев (а она присутствует практически в 100 % случаев), ставится "клеймо" на определенной породе. Вместо того чтобы постоянно напоминать владельцам о не-обходимости дрессировки и адаптации собак к городским условиям, журналисты первыми заявляют о запрете "агрессив-ных пород" собак. Прочитав такую статью, некоторые психически нездоровые люди выбирают данную породу как эталон "бойцовской" или "охранной" собаки и, покупая щенка, выращивают его в том же духе. В результате страдает порода, и по-лучается заколдованный круг, разорвать который не могут даже истинные знатоки и ценители этих собак. К сожалению, в об-ществе уже сложилось мнение, что соба-ки бойцовых пород опасны для человека, что это бомба замедленного действия, которая рано или поздно даст о себе знать. Раз стаф, значит, смертоносная собака, которая разорвет ребенка и пока-лечит хозяина; раз ротвейлер, значит, грозная собака-убийца всех бродячих животных; раз Далматин, значит, красивое и глупое животное... Такое мнение в корне неверно. Мне встречалось много спо-койных, уравновешенных ротвейлеров - таких, какими они и должны быть по стан-дарту, много ласковых, послушных стаффордов. Нельзя судить о породе, исходя только из одной "несоциализи-рованной" и неправильно воспитанной собаки. Фокстерьер или ягдтерьер - куда более агрессивное и опасное животное, чем большинство бультерьеров, но газе-ты о них молчат, поскольку держат собак этих пород обычно те люди, которые знают, чего ожидать от собственных питомцев. Если бы каждый ротвейлер, бультерьер или стаффордшир нашел ответственного любящего хозяина, а не попал в руки скрытого садиста или безот-ветственного истерика, погнавшегося за модой, разве пресса пестрела бы сооб-щениями о "собаках-зверях"? Владельцы собак, давайте отберем этот лакомый кусок у журналистов! Если вы остановили свой выбор на щенке породы, попавшей в "черный список", взгляните на семьи, в которых живут его "папа" и "мама". Если это дружные благо-получные люди, находящие удовольствие в общении с четвероногими питомцами, а те, в свою очередь, отвечают им взаимно-стью, вряд ли у вашего подопечного будут проблемы с психикой. Однако не забудьте в положенное время прийти на площадку, чтобы ничего не упустить в воспитании. И деньги, и потраченное время - все по-том окупится той лаской, той преданнос-тью, которой так щедро делятся с нами на-ши собаки. То, что нам дают собаки, трудно описать словами, и это чувство утраивает-ся, если рядом собака воспитанная.

Спортсмен УФСС, дрессировщик, владелец породной, послушной, воспитанной далматинки Амины Брик Сан Ирина ПУСЕНКОВА e-mail: dalmatdog@narod.ru www.dalmatdog.narod.ru www.ufsd.narod.ru www.dogsport.narod.ru

С нами можно связаться e-mail: pusenkov@rambler.ru .

Hosted by uCoz